Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
  Поиск
Гражданско-процессуальное законодательство
 
Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и провосудии
Мухамад Аззахри Ас-Самарканди

РЕШЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 15.01.2002 ПО ДЕЛУ N 3-7/02 ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЖАЛОБЫ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМ ПРИМЕНЕНИЮ АБЗАЦА 4 СТАТЬИ 2 ЗАКОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА "О ЛЕКАРСТВЕННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЛЬГОТНЫХ КАТЕГОРИЙ ЖИТЕЛЕЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"

По состоянию на ноябрь 2007 года
     САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
   
                                РЕШЕНИЕ
                     от 15 января 2002 г. N 3-7/02
   
                      Именем Российской Федерации
   
        Санкт-Петербургский городской суд в составе  судьи  Антоневич
   Н.Я., с участием прокурора Лыжовой Н.А., при секретаре Деревягиной
   Е.С.
        рассмотрел в  открытом  судебном  заседании  дело  по  жалобе
   Кольцовой  Людмилы  Павловны  о  признании  недействующим   и   не
   подлежащим применению абзаца 4 ст. 2  Закона  Санкт-Петербурга  "О
   лекарственном    обеспечении    льготных     категорий     жителей
   Санкт-Петербурга", содержащего понятие "наибольший лечебный эффект
   на единицу затрат", установлено:
   
        Кольцова Л.П.,  являющаяся  инвалидом  II  группы  по  общему
   заболеванию, а  также  ветераном  Великой  Отечественной  войны  -
   жителем  блокадного  Ленинграда  (л.д.   5,   6),   обратилась   в
   Санкт-Петербургский городской суд с жалобой о  признании  частично
   недействующими и не подлежащими применению ст. 2, 6, ч.  1  ст.  7
   Закона  Санкт-Петербурга  "О  лекарственном  обеспечении  льготных
   категорий жителей Санкт-Петербурга", а именно:
        - абзаца 4 ст.  2  закона,  содержащего  понятие  "наибольший
   лечебный эффект на единицу затрат";
        - наименования  ст.  6  закона,  а  также  ч.  1,  2  ст.  6,
   содержащих упоминание о "формуляре";
        - ч. 1 ст. 7 закона в части слов "на основании формуляра".
        Жалоба Кольцовой   Л.П.   была   принята    к    производству
   Санкт-Петербургского   городского   суда  по  первой  инстанции  и
   назначена к рассмотрению в судебном заседании.
        При рассмотрении  настоящего  дела   в   судебном   заседании
   определением Санкт-Петербургского городского  суда  от  15  января
   2002 года производство по делу по жалобе Кольцовой  Л.П.  в  части
   требований о признании недействующими и не подлежащими  применению
   наименования ст. 6, а также ч.  1 , 2 ст. 6, содержащих упоминание
   о  "формуляре",  и ч.   1 ст.   7   Закона   Санкт-Петербурга   "О
   лекарственном     обеспечении     льготных    категорий    жителей
   Санкт-Петербурга" в части слов "на основании формуляра" прекращено
   в связи с тем, что оспоренный Кольцовой Л.П. закон  в данной части
   прекратил  свое действие (л.д. ).
        Оспаривая правомерность    абзаца    4    ст.    2     Закона
   Санкт-Петербурга "О лекарственном обеспечении  льготных  категорий
   жителей Санкт-Петербурга", Кольцова Л.П.  указала  в  жалобе,  что
   содержащееся в данной норме понятие "наибольший лечебный эффект на
   единицу  затрат"  противоречит  ст.  18  Федерального  закона   "О
   ветеранах", ст. 13 Закона РФ "О социальной защите инвалидов в  РФ"
   ст. 27,  44  Закона  РФ  "Основы  законодательства  РФ  об  охране
   здоровья граждан", п. 1 Указа Президента РФ от 02.10.1992 N  1157;
   постановлению Правительства РФ  от  30.07.1994  N  890  и  создает
   угрозу нарушения  прав  заявительницы  -  ветерана  войны,  жителя
   блокадного Ленинграда  и  неработающего  инвалида  II  группы,  на
   бесплатное лекарственное обеспечение всеми лекарствами по рецептам
   врачей.
        В судебное заседание Кольцова Л.П. не явилась, в своей жалобе
   просила  рассмотреть дело без вызова ее в судебное заседание (л.д.
   4-об.).
        Представитель Законодательного    Собрания   Санкт-Петербурга
   Гринева В.М. и представитель губернатора Санкт-Петербурга Скакунов
   Э.Э.   возражали  против  удовлетворения  жалобы  Кольцовой  Л.П.,
   полагая ее необоснованной.
        Выслушав объяснения  представителя  Законодательного Собрания
   Санкт-Петербурга  Гриневой  В.М.   и   представителя   губернатора
   Санкт-Петербурга Скакунова Э.Э., проверив материалы дела, заслушав
   заключение прокурора Лыжовой  Н.А.,  полагавшей  жалобу  Кольцовой
   Л.П.  не  подлежащей удовлетворению,  суд не усматривает оснований
   для удовлетворения  жалобы заявительницы о признании недействующим
   и не подлежащим применению абзаца 4 ст.  2 Закона Санкт-Петербурга
   "О    лекарственном   обеспечении   льготных   категорий   жителей
   Санкт-Петербурга", содержащего понятие "наибольший лечебный эффект
   на единицу затрат" по следующим основаниям.
        В соответствии   с  п.  "ж"  ст.  71  Конституции  Российской
   Федерации финансовое регулирование находится в ведении  Российской
   Федерации.
        В силу ч.  1  ст.  76  Конституции  Российской  Федерации  по
   предметам  ведения  Российской  Федерации  принимаются федеральные
   конституционные  законы  и  федеральные  законы,  имеющие   прямое
   действие  на  всей территории Российской Федерации.  Законы и иные
   нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не  могут
   противоречить федеральным   законам,  принятым  в  соответствии  с
   частями  первой  и  второй  статьи   76   Конституции   Российской
   Федерации.  В случае противоречия между федеральным законом и иным
   актом, изданным  в  Российской  Федерации,  действует  федеральный
   закон.
        Согласно преамбуле Бюджетного  кодекса  Российской  Федерации
   настоящий кодекс служит целям финансового  регулирования.  Статьей
   34 Бюджетного кодекса Российской Федерации в  качестве  одного  из
   основополагающих принципов бюджетной системы Российской  Федерации
   установлен  принцип  эффективности  и  экономности   использования
   бюджетных средств, означающий, что при  составлении  и  исполнении
   бюджетов уполномоченные  органы  и  получатели  бюджетных  средств
   должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с
   использованием   наименьшего   объема   средств   или   достижения
   наилучшего  результата  с  использованием  определенного  бюджетом
   объема средств.
        В соответствии с пп. "е" п. 2  ч.  1  ст.  10  Закона  РФ  "О
   ветеранах"   расходы   на   обеспечение   ветеранов    лекарствами
   возмещаются  за  счет  средств   бюджетов   субъектов   Российской
   Федерации.  Кроме  того,  пунктом  4  постановления  Правительства
   Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной
   поддержке  развития   медицинской   промышленности   и   улучшении
   обеспечения населения и учреждений здравоохранения  лекарственными
   средствами   и   изделиями   медицинского   назначения"    органам
   исполнительной власти субъектов  Российской  Федерации  предписано
   своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств  и  изделий
   медицинского  назначения,  отпускаемых  в  установленном   порядке
   населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
        Как следует  из  абзаца  4  ст.  2 Закона Санкт-Петербурга "О
   лекарственном    обеспечении    льготных     категорий     жителей
   Санкт-Петербурга", "наибольший лечебный эффект на единицу затрат -
   критерий выбора лекарственных средств, гарантирующих статистически
   предсказуемый   лечебный   эффект   по   оптимальному    состоянию
   соотношения цены  и  качества  для  формирования  государственного
   заказа на лекарственное  обеспечение  льготных  категорий  жителей
   Санкт-Петербурга".
        Таким образом,  по  мнению  суда,  оспоренная  Кольцовой Л.П.
   норма Закона Санкт-Петербурга относится исключительно  к  условиям
   формирования  государственного  заказа Санкт-Петербурга на закупку
   лекарственных средств для льготных категорий  граждан,  определяет
   критерий  выбора лекарственных средств при формировании указанного
   государственного заказа,  основанный на принципе  эффективности  и
   экономичности  использования бюджетных средств,  установленном ст.
   34 Бюджетного кодекса РФ.  При таких обстоятельствах суд полагает,
   что оспоренный заявительницей абз. 4 ст. 2 Закона Санкт-Петербурга
   "О   лекарственном   обеспечении   льготных   категорий    жителей
   Санкт-Петербурга" не противоречит федеральному законодательству.
        Доводы Кольцовой  Л.П.  о  том,  что  данная   норма   закона
   Санкт-Петербурга  противоречит  ст.  18  Федерального  закона   "О
   ветеранах", ст. 13 Закона РФ " О  социальной  защите  инвалидов  в
   РФ", ст. 27, 44 Закона РФ "Основы законодательства  РФ  об  охране
   здоровья граждан", п. 1 Указа Президента РФ от 02.10.1992 N  1157;
   постановлению Правительства РФ от 30.07.1994  N  890, суд  находит
   несостоятельными.
        Согласно ст. 18 Закона РФ "О ветеранах"  лицам,  награжденным
   знаком "Жителю блокадного Ленинграда", предоставляется  бесплатное
   обеспечение лекарствами по рецептам врачей в порядке, определяемом
   субъектом  Российской  Федерации,  не  ниже  норм,   установленных
   Правительством Российской Федерации.
        Согласно ст. 27 Закона РФ "Основы законодательства Российской
   Федерации  об  охране  здоровья  граждан"  инвалиды имеют право на
   медико-социальную помощь,  реабилитацию,  обеспечение лекарствами,
   протезами,    протезно-ортопедическими    изделиями,    средствами
   передвижения на льготных условиях.
        В соответствии  со  ст.  13  Закона  РФ  "О социальной защите
   инвалидов  в  Российской  Федерации"  оказание   квалифицированной
   медицинской  помощи инвалидам,  включая лекарственное обеспечение,
   осуществляется бесплатно или на льготных условиях  в  соответствии
   с  законодательством  Российской  Федерации  и   законодательством
   субъектов  Российской  Федерации.  Порядок  и   условия   оказания
   квалифицированной   медицинской   помощи   различным    категориям
   инвалидов определяются Правительством Российской Федерации.
        Согласно ст. 27 Закона РФ "Основы законодательства Российской
   Федерации об охране здоровья  граждан"  инвалиды  имеют  право  на
   медико-социальную помощь,  реабилитацию,  обеспечение лекарствами,
   протезами,    протезно-ортопедическими    изделиями,    средствами
   передвижения на льготных условиях. В соответствии со ст. 44 Закона
   РФ  "Основы  законодательства  Российской  Федерации   об   охране
   здоровья граждан" категории граждан, обеспечиваемых лекарственными
   средствами и  изделиями  медицинского  назначения  индивидуального
   пользования на льготных условиях,  устанавливаются  Правительством
   Российской  Федерации,   правительствами   республик   в   составе
   Российской Федерации. Право на выписку рецептов для лекарственного
   обеспечения   на   льготных   условиях   имеют    лечащие    врачи
   государственной муниципальной и частной систем здравоохранения.
        В соответствии с п. 1 Указа Президента  Российской  Федерации
   "О дополнительных мерах государственной  поддержки  инвалидов"  от
   02.10.1992 N 1157 установлено, что с 1 января 1993 года инвалиды I
   группы и неработающие инвалиды II группы имеют право на бесплатное
   обеспечение лекарственными препаратами по рецептам врачей,  а  при
   наличии  соответствующих  медицинских  показаний  -  перевязочными
   материалами  и  отдельными  изделиями   медицинского   назначения;
   инвалиды Великой Отечественной войны и приравненные  к  ним  лица,
   кроме того, - отдельными лечебными средствами и предметами ухода.
        Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации
   от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной  поддержке  развития
   медицинской промышленности и  улучшении  обеспечения  населения  и
   учреждений здравоохранения лекарственными средствами  и  изделиями
   медицинского назначения" (в последующих редакциях, в том числе и в
   ред. от 21.09.2000 N 707) утвержден  Перечень  групп  населения  и
   категорий   заболеваний,   при   амбулаторном   лечении    которых
   лекарственные   средства   и   изделия   медицинского   назначения
   отпускаются  по  рецептам  врачей  бесплатно  (приложение  1).  Из
   данного Перечня N 1 следует, что всем категориям лиц, внесенным  в
   данный Перечень, в том числе и лицам, награжденным знаком  "Жителю
   блокадного Ленинграда", а также неработающим инвалидам II  группы,
   все указанные в Перечне лекарственные средства по рецептам  врачей
   отпускаются бесплатно.
        Таким образом,  анализ  указанных  правовых  норм   позволяет
   сделать  вывод  о том,  что они не регулируют вопросы,  касающиеся
   определения критерия выбора лекарственных средств при формировании
   государственного заказа.
        В связи с изложенным не  имеется  оснований  утверждать,  что
   оспоренное   заявителем   положение   абз.   4   ст.   2    Закона
   Санкт-Петербурга "О лекарственном обеспечении  льготных  категорий
   жителей Санкт-Петербурга" противоречит ст. 18 Федерального  закона
   "О ветеранах", ст. 13 Закона РФ "О социальной защите  инвалидов  в
   РФ", ст. 27, 44 Закона РФ "Основы законодательства  РФ  об  охране
   здоровья граждан", п. 1 Указа Президента РФ от 02.10.1992 N  1157,
   постановлению Правительства РФ от 30.07.1994 N 890.
        Кроме того,  заявительницей Кольцовой  Л.П.  не  представлено
   суду  доказательств,  что  формирование государственного заказа на
   лекарственное    обеспечение    льготных     категорий     жителей
   Санкт-Петербурга на   основании  критерия  "наибольшего  лечебного
   эффекта на единицу затрат" нарушает  ее  право  как  инвалида  2-й
   группы  по  общему  заболеванию  и  ветерана Великой Отечественной
   войны  -  жителя   блокадного   Ленинграда   на   обеспечение   ее
   лекарственными средствами по рецептам врачей.
        На основании изложенного, руководствуясь  ст.  191,  197  ГПК
   РСФСР, суд решил:
   
        Кольцовой Людмиле  Павловне   в   удовлетворении   жалобы   о
   признании недействующим и не подлежащим применению абзаца 4 ст.  2
   Закона  Санкт-Петербурга  "О  лекарственном  обеспечении  льготных
   категорий   жителей   Санкт-Петербурга",    содержащего    понятие
   "наибольший лечебный эффект на единицу затрат", отказать.
        Решение может  быть  обжаловано  в  Верховный  Суд Российской
   Федерации через Санкт-Петербургский городской  суд  в  течение  10
   дней.
    

Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
сделано в WebSoyuz