Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
  Поиск
Гражданско-процессуальное законодательство
 
Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и провосудии
Мухамад Аззахри Ас-Самарканди

РЕШЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 26.02.2002 ПО ДЕЛУ N 3-69/2002 ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЖАЛОБЫ ОБ ОСПАРИВАНИИ ЗАКОННОСТИ ПУНКТА 7 ЧАСТИ 2 СТАТЬИ 2 ЗАКОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА "О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ГРАЖДАНСКИХ АКЦИЙ (МИТИНГОВ,ДЕМОНСТРАЦИЙ,УЛИЧНЫХ ШЕСТВИЙ И ПИКЕТИРОВАНИЯ) В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ"

По состоянию на ноябрь 2007 года
     САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
   
                                РЕШЕНИЕ
                   от 26 февраля 2002 г. N 3-69/2002
   
                      Именем Российской Федерации
   
        26 февраля 2002 года Санкт-Петербургский городской суд в лице
   судьи Городского суда Гунько Т.А., с участием прокурора Соловьевой
   В.В., при секретаре Кузьминой Е.С.,
        рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело  по
   жалобе Санкт-Петербургской региональной организации Общероссийской
   общественно-политической    организации    политической     партии
   "Демократическая Россия" об оспаривании законности п.  7  части  2
   статьи 2 Закона Санкт-Петербурга "О порядке проведения гражданских
   акций (митингов, демонстраций, уличных шествий и пикетирования)  в
   Санкт-Петербурге", установил:
   
        31 января  2001   года   принят   Законодательным   Собранием
   Санкт-Петербурга  и  14  февраля  2001  года подписан губернатором
   Санкт-Петербурга Закон  Санкт-Петербурга  "О  порядке   проведения
   гражданских  акций  (митингов,  демонстраций,  уличных  шествий  и
   пикетирования) в Санкт-Петербурге".
        Санкт-Петербургская региональная  организация  Общероссийской
   общественно-политической    организации    политической     партии
   "Демократическая  Россия",  полагая  пункт  7  части  2  статьи  2
   указанного закона  незаконным,  обратилась  в  Санкт-Петербургский
   городской суд с  жалобой,  указывая  при  этом,  что  в  нарушение
   федерального законодательства закон Санкт-Петербурга обязывает при
   уведомлении в письменной форме  Администрации  Санкт-Петербурга  о
   проведении гражданской  акции  указать  фамилию,  имя  и  отчество
   организатора  гражданской  акции,  место  его  работы  (учебы)   и
   жительства, контактные телефоны, а также наличие под  уведомлением
   подписи  организатора,  что,   по   мнению   заявителя,   является
   нарушением прав и свобод и тем самым исключает право  общественных
   организаций на проведение гражданских акций.
        В судебном  заседании  заявленные  требования  поддержали   в
   полном объеме представители заявителя Уланов А.Р. и Линьков Р.А.
        Представитель общественной     правозащитной      организации
   "Санкт-Петербург   Гражданский  Контроль"  Вдовин  Ю.И.  поддержал
   доводы заявителей.
        Представитель Законодательного  Собрания  Санкт-Петербурга по
   доверенности Долина Н.А. полагала требования необоснованными.
        Представитель губернатора  Санкт-Петербурга  по  доверенности
   Макаров С.В.  полагал требования необоснованными и не  подлежащими
   удовлетворению.
        Проверив материалы дела, выслушав мнение участников процесса,
   заключение прокурора прокуратуры Санкт-Петербурга Соловьевой В.В.,
   полагавшей  требования  не  подлежащими   удовлетворению,   оценив
   собранные   доказательства   в   их   совокупности,  суд  полагает
   заявленные   требования   необоснованными   и    не    подлежащими
   удовлетворению.
        Так, из материалов дела усматривается, что согласно статье  2
   Закона Санкт-Петербурга "О порядке  проведения  гражданских  акций
   (митингов,  демонстраций,  уличных  шествий  и  пикетирования)   в
   Санкт-Петербурге"  организаторы  гражданской  акции  уведомляют  в
   письменной  форме  Администрацию  Санкт-Петербурга  о   проведении
   гражданской акции не менее чем за десять дней до даты  проведения.
   В  уведомлении  о  проведении   гражданской   акции   указываются:
   предполагаемое количество участников; место проведения или маршрут
   движения;  время  начала  и  окончания  гражданской  акции;  форма
   гражданской акции (митинг, демонстрация, пикетирование или уличное
   шествие);  цель  гражданской  акции;  дата   подачи   уведомления;
   фамилия, имя, отчество организатора гражданской акции,  место  его
   жительства и  работы  (учебы),  контактные  телефоны.  Уведомление
   должно быть подписано организатором  (организаторами)  гражданской
   акции.
        Заявитель полагает,  что перечисленные требования уведомления
   исключают право общественных организаций на проведение гражданских
   акций,  ущемляют  права и свободы на проведение гражданских акций,
   гарантированные  Конституцией  Российской  Федерации,  Федеральным
   законом "Об общественных объединениях", "Всеобщей декларацией прав
   человека", т.к. обязывают организатора гражданской акции указывать
   в  уведомлении  фамилию,  имя,  отчество  организатора,  место его
   жительства и работы (учебы ).
        Между тем,   действительно   права   и   свободы  человека  и
   гражданина гарантируются Конституцией Российской Федерации. Статья
   31  Конституции предусматривает право граждан Российской Федерации
   собираться  мирно,  без  оружия,  проводить  собрания,  митинги  и
   демонстрации, шествия и пикетирования.
        Однако согласно   части   3   статьи   17   Конституции    РФ
   осуществление  прав  и  свобод  человека  и  гражданина  не должно
   нарушать права и свободы других лиц.
        Суд полагает,  что оспариваемые нормы Закона Санкт-Петербурга
   соответствуют правам  и  свободам   граждан,   в   том   числе   и
   общественным объединениям, и не ущемляют их интересы.
        Статья 19 Декларации прав  и  свобод  человека  и  гражданина
   предусматривает право граждан РСФСР собираться мирно и без оружия,
   проводить митинги,  уличные шествия,  демонстрации и пикетирование
   при условии   предварительного   уведомления   властей.   Подобное
   уведомление и предусмотрено Законом  Санкт-Петербурга  "О  порядке
   проведения гражданских акций...".
        Согласно п. 1 Указа Президента Российской Федерации N 524  от
   25 мая 1992 года "О порядке  организации  и  проведении  митингов,
   уличных  шествий,  демонстраций   и   пикетирования   "впредь   до
   урегулирования законом Российской Федерации порядка организации  и
   проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования
   необходимо исходить из положений Декларации прав и свобод человека
   и гражданина, принятой Верховным  Советом  РСФСР  22  ноября  1991
   года. До принятия  соответствующего  закона  Российской  Федерации
   нормы Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 года
   "О порядке организации и проведения  собраний,  митингов,  уличных
   шествий и демонстраций в СССР " на территории Российской Федерации
   применяются в части, не противоречащей Декларации  прав  и  свобод
   человека и гражданина, принятой Верховным  Советом  РФ  22  ноября
   1991  года.  В  соответствии  с  нормами  Указа  от  28.07.1988  о
   проведении собрания, митинга, уличного  шествия  или  демонстрации
   делается  заявление  в  исполнительный  комитет   соответствующего
   местного Совета народных депутатов, а  в  настоящее  время  -  это
   исполнительный орган государственной власти,  которым  в  субъекте
   Российской  Федерации  является  Администрация   Санкт-Петербурга.
   Заявление подается в письменной форме не  позднее  чем  за  десять
   дней до намечаемой даты  проведения  собрания,  митинга,  уличного
   шествия или демонстрации. В  заявлении  указываются  цель,  форма,
   место проведения мероприятия  или  маршруты  движения,  время  его
   начала и окончания, предполагаемое количество участников, фамилии,
   имена,   отчества   уполномоченных   (организаторов),   место   их
   жительства и работы (учебы), дата подачи заявления. Таким образом,
   оспариваемые    заявителями    нормы    Закона    Санкт-Петербурга
   соответствуют федеральному законодательству.
        Право принятия нормативных правовых актов по вопросам  защиты
   прав и  свобод  человека  и  гражданина,  обеспечения  законности,
   правопорядка,  общественной  безопасности  предоставлено  субъекту
   Российской    Федерации    -    городу    федерального    значения
   Санкт-Петербургу частью 2  статьи  76  Конституции  РФ,  поскольку
   вопросы защиты прав и свобод человека  и  гражданина,  обеспечение
   законности, правопорядка, общественной  безопасности  находится  в
   совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ согласно п.
   "б" ч. 1 с. 72 Конституции РФ. В связи с чем доводы  заявителей  о
   незаконности    действий    Администрации    Санкт-Петербурга    и
   Законодательного   Собрания    Санкт-Петербурга    при    принятии
   оспариваемых норм закона суд полагает необоснованными.
        Следует отметить,    что    заявителем    не     представлено
   доказательств,  подтверждающих незаконность оспариваемой им нормы.
   То  обстоятельство,   что   Комитет   по   печати   и   связям   с
   общественностью  не  согласовал  проведение  массового мероприятия
   заявителя,  ссылаясь на статью 2 оспариваемого  закона,  не  может
   служить  основанием  к  признанию  данной  нормы  незаконной.  Суд
   полагает,  что заявитель не лишен  возможности  оспорить  действия
   Комитета по печати и связям с общественностью с соблюдением правил
   подсудности,       предусмотренной       гражданско-процессуальным
   законодательством.
        На основании изложенного суд  не  усматривает  оснований  для
   удовлетворения требований заявителя по настоящему делу.
        Руководствуясь ст. 191-197 ГПК РСФСР, суд решил:
   
        Санкт-Петербургской региональной   организации   Общественной
   общественно-политической организации      политической      партии
   "Демократическая Россия" в удовлетворении заявленных требований по
   настоящему делу отказать.
        Решение может быть  обжаловано  в  Верховный  Суд  Российской
   Федерации в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через
   Санкт-Петербургский городской суд.
    

Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
сделано в WebSoyuz