Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
  Поиск
Гражданско-процессуальное законодательство
 
Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и провосудии
Мухамад Аззахри Ас-Самарканди

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 25.11.2002 N ГКПИ 02-1246 ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ П. 8 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 02.08.1999 N 887

По состоянию на ноябрь 2007 года
     ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                РЕШЕНИЕ
                  от 25 ноября 2002 г. N ГКПИ 02-1246
   
       Именем Российской Федерации
   
       Верховный Суд Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего - судьи
       Верховного Суда РФ                              Редченко Ю.Д.,
       при секретаре                                   Савченко Д.В.,
       с участием прокурора                           Масаловой Л.Ф.,
   
       рассмотрев  в открытом  судебном заседании гражданское дело по
   заявлению    Кузнецова    Николая   Константиновича   о  признании
   недействительным  пункта  8 Постановления  Правительства  РФ  от 2
   августа 1999 г.  N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и
   коммунальных  услуг  и мерах  по  социальной  защите населения" (с
   изменениями  от  1 июля  2002 г.  N 490) в части наделения органов
   местного  самоуправления  полномочиями  по  установлению  ставок и
   тарифов на жилищно-коммунальные услуги,
   
                              установил:
   
       Кузнецов  Н.К.  обратился  в Верховный Суд РФ с указанным выше
   требованием, сославшись на то, что местное самоуправление согласно
   Федеральному  закону  "Об  общих  принципах  организации  местного
   самоуправления  в РФ" осуществляется в соответствии с Конституцией
   РФ, названным Федеральным законом и другими федеральными законами.
   Правительство же РФ, приняв оспариваемое Постановление, фактически
   нарушило требования названных законов.
       Кроме того,  считает,  что цены и тарифы на оказываемые услуги
   могут  устанавливаться органами местного самоуправления только для
   созданных ими юридических лиц, но не для граждан.
       Однако,  вопреки  этому,  оспариваемым  пунктом  Постановления
   Правительство  РФ  позволило  должностным  лицам  органов местного
   самоуправления  незаконно  в одностороннем  порядке  устанавливать
   новые  тарифы на оказываемые услуги,  т.е.  изменять одно из таких
   существенных условий договора,  как его цена,  что, по его мнению,
   может допускаться только по соглашению сторон.
       Заявитель Кузнецов Н.К.  в судебное заседание не явился. О дне
   рассмотрения  дела  извещен.  Из  поступившего  от  него сообщения
   следует,  что  он  не  возражает  против  рассмотрения  дела в его
   отсутствие.
       Представители Правительства РФ Картуха Д.В.  и Коняева Т.Ю.  с
   предъявленным  требованием  не согласились и просили об оставлении
   его  без  удовлетворения,   сославшись  на  то,  что  оспариваемое
   Постановление  принято  Правительством РФ с соблюдением требований
   действующего  законодательства  Российской  Федерации и охраняемых
   законом прав заявителя оно не нарушает.
       Выслушав    объяснения    представителей   Правительства   РФ,
   исследовав   материалы   дела   и  заслушав  заключение  прокурора
   Генеральной   прокуратуры   РФ   Масаловой   Л.Ф.,   полагавшей  в
   удовлетворении   заявления  отказать,   Верховный  Суд  Российской
   Федерации  находит  его  не подлежащим удовлетворению по следующим
   основаниям.
       В  соответствии  со  ст.   13  ГК  РФ  нормативные  акты,   не
   соответствующие  закону или иным правовым актам и нарушающие права
   и  охраняемые  законом  интересы гражданина или юридического лица,
   могут быть признаны судом недействительными (незаконными).
       Как  установлено судом,  в целях реализации положений Послания
   Президента  Российской  Федерации  Федеральному Собранию и ст.  15
   Закона    РФ    "Об   основах   федеральной   жилищной   политики"
   Правительством  РФ  2  августа 1999 г.  было принято Постановление
   N 887 "О  совершенствовании  системы  оплаты  жилья и коммунальных
   услуг  и мерах по социальной защите населения" (с изменениями от 1
   июля 2002 г.  N 490), пунктом 8 которого предусмотрено, что ставки
   и тарифы   на   жилищно-коммунальные  услуги  с учетом  реализации
   мероприятий  по их снижению в результате выявляемых при проведении
   экспертизы  тарифов на товары,  работы и услуги,  учитываемых в их
   оплате,   необоснованных  затрат  утверждаются  органами  местного
   самоуправления.
       Принятию  решения  по  пересмотру размеров ставок и тарифов на
   жилищно-коммунальные  услуги  должна  предшествовать  проводимая в
   обязательном   порядке   экспертиза  экономической  обоснованности
   тарифов  на  товары,   работы  и услуги,  учитываемых  при  оплате
   соответствующих услуг.
       При  этом  установление предельных размеров платы населения за
   жилье  и коммунальные  услуги ниже федерального стандарта не может
   служить основанием для перераспределения средств.
       По утверждению представителей Правительства РФ, в соответствии
   с   названным   Постановлением   Правительства   органы   местного
   самоуправления   не   вправе   устанавливать  ставки  и тарифы  на
   жилищно-коммунальные   услуги    выше    федерального   стандарта,
   утвержденного федеральными органами государственной власти.
       При  выявлении  же  оснований  к их  снижению органам местного
   самоуправления  предоставлено  право устанавливать ставки и тарифы
   ниже названного стандарта,  что не противоречит требованиям закона
   и задачам по социальной защите населения.
       Эти  утверждения  представителей  Правительства РФ материалами
   дела не опровергнуты.
       Не   представлено   каких-либо   убедительных   данных   в  их
   опровержение и самим заявителем.
       При  таких  обстоятельствах  суд приходит к выводу о том,  что
   предусмотренных ст. 13 ГК РФ оснований для признания оспариваемого
   пункта Постановления Правительства РФ недействительным не имеется.
       Довод   заявителя   о   том,   что  местное  самоуправление  в
   Российской   Федерации   осуществляется  только  в соответствии  с
   Конституцией   РФ   и  федеральными   законами  и в  связи  с этим
   Правительство  РФ  не  вправе регулировать его деятельность своими
   правовыми актами, не может быть признан обоснованным.
       Согласно  ст.   23  Федерального  конституционного  закона  "О
   Правительстве  Российской Федерации" Правительство РФ на основании
   и во исполнение Конституции РФ,  федеральных законов,  нормативных
   указов   Президента   РФ   издает   постановления  и распоряжения,
   обеспечивает их исполнение.
       Постановления  и распоряжения  Правительства  РФ обязательны к
   исполнению в Российской Федерации.
       Исходя   из   содержания   приведенной   выше   нормы  Закона,
   постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны для всех
   предприятий и организаций, а также органов исполнительной власти и
   граждан,   в   том   числе   и  органов  местного  самоуправления.
   Следовательно, органы местного самоуправления в своей деятельности
   обязаны руководствоваться не только Конституцией РФ и федеральными
   законами,  но и Постановлениями и распоряжениями Правительства РФ.
       Предоставление      оспариваемым     пунктом     Постановления
   Правительства    РФ    органам   местного   самоуправления   права
   установления  ставок  и тарифов с учетом реализации мероприятий по
   их снижению,  в результате выявленных необоснованных затрат,  ниже
   федерального стандарта согласуется с требованиями ст. 15 Закона РФ
   "Об  основах федеральной жилищной политики" и прав граждан,  в том
   числе и заявителя, не нарушает.
       Не  может  суд  согласиться также и с утверждением заявителя о
   том,  что  предоставление  органам  местного  самоуправления права
   установления   новых   тарифов   на   жилищно-коммунальные  услуги
   противоречит нормам гражданского законодательства РФ.
       В   силу  ст.   1  Федерального  закона  "Об  общих  принципах
   организации  местного  самоуправления в РФ" под вопросами местного
   значения    понимаются   вопросы   непосредственного   обеспечения
   жизнедеятельности  населения муниципального образования.  Согласно
   же п.  2 ст. 6 этого Закона к вопросам местного значения относятся
   содержание и использование муниципального жилищного фонда.
       Таким образом, коммунальное обслуживание населения относится к
   вопросам,  входящим в компетенцию органов местного самоуправления,
   а  поэтому  Правительство РФ вправе было передать им полномочия на
   указанных  в постановлении условиях по регулированию цен и тарифов
   на жилищно-коммунальные услуги.
       Что касается довода заявителя о возможном, в связи с принятием
   Правительством    оспариваемого   Постановления,    пересмотре   в
   одностороннем   порядке   ранее   заключенного   им   договора  на
   предоставление жилищно-коммунальных услуг и нарушении его прав, то
   он   не  может  служить  основанием  к признанию  недействительным
   оспариваемого  пункта  Постановления,  поскольку данный пункт этот
   вопрос  непосредственно не регулирует.  В случае же нарушения прав
   заявителя  при  пересмотре условий договора на коммунальные услуги
   он не лишен возможности обратиться за их защитой в соответствующий
   районный суд.
       Другие  доводы,  на  которые  заявитель ссылается в заявлении,
   также  не могут служить основанием к удовлетворению предъявленного
   требования.
       На основании изложенного и руководствуясь ст.  ст. 191 - 197 и
   239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
   
                                решил:
   
       заявление Кузнецова Н.К. о признании недействительным пункта 8
   Постановления  Правительства  РФ  от  2 августа  1999 г.  N 887 "О
   совершенствовании  системы  оплаты  жилья  и коммунальных  услуг и
   мерах  по  социальной  защите  населения" (с изменениями от 1 июля
   2002  г.  N 490) в части наделения органов местного самоуправления
   полномочиями     по    установлению    ставок    и   тарифов    на
   жилищно-коммунальные услуги оставить без удовлетворения.
       Настоящее   решение   может   быть  обжаловано  в Кассационную
   коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения
   в окончательной форме.
    

Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
сделано в WebSoyuz