Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
  Поиск
Гражданско-процессуальное законодательство
 
Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и провосудии
Мухамад Аззахри Ас-Самарканди

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 15.10.2002 N ГКПИ 2002-1141 ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМ ПРИМЕНЕНИЮ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 30.11.2000 N 830

По состоянию на ноябрь 2007 года
     ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                РЕШЕНИЕ
                от 15 октября 2002 г. N ГКПИ 2002-1141
   
       Именем Российской Федерации
   
       Верховный Суд Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего -
       судьи Верховного Суда РФ                        Редченко Ю.Д.,
       при секретаре                                   Савченко Д.В.,
       с участием прокурора                           Масаловой Л.Ф.,
   
       рассмотрев  в открытом  судебном заседании гражданское дело по
   заявлению  Будко  Александра Павловича о признании незаконным и не
   подлежащим  применению Постановления Правительства РФ от 30 ноября
   2001  г.  N  830  "О таможенном тарифе РФ и товарной номенклатуре,
   применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности",
   
                              установил:
   
       Будко  А.П.  обратился  в Верховный  Суд  РФ  с указанным выше
   требованием,  сославшись  на  то,  что оспариваемым Постановлением
   Правительство  РФ  не  вправе было устанавливать ставки таможенных
   пошлин,  поскольку  в соответствии  с Конституцией  РФ и Налоговым
   кодексом  РФ  налоги  и сборы,   к  которым  относятся  таможенные
   пошлины, могут быть установлены только федеральным законом.
       При  этом  полагает,  что Конституция РФ исключает возможность
   установления  налогов  и сборов органами исполнительной власти,  а
   поэтому законы и другие правовые акты, действовавшие на территории
   Российской  Федерации  до вступления в силу настоящей Конституции,
   должны применяться лишь в части, не противоречащей Конституции РФ.
       Закон  РФ  "О таможенном тарифе" принят до введения в действие
   Конституции РФ и как противоречащий ей не подлежит применению.
       В судебное заседание Будко А.П. не явился. Из имеющейся в деле
   телеграммы следует, что он не возражает против рассмотрения дела в
   его отсутствие.
       Представитель  Правительства  РФ  Смыслова  Е.Б.  с заявленным
   требованием   не  согласилась  и просила  об  оставлении  его  без
   удовлетворения,  сославшись на то,  что оспариваемое Постановление
   принято   Правительством   РФ   в пределах  своих  полномочий  и с
   соблюдением требований действующего законодательства РФ.
       Выслушав объяснения представителя Правительства РФ, исследовав
   материалы   дела   и  заслушав  заключение  прокурора  Генеральной
   прокуратуры   РФ   Масаловой  Л.Ф.,   полагавшей  в удовлетворении
   заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит его
   не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
       В  соответствии  со  ст.   13  ГК  РФ  нормативные  акты,   не
   соответствующие  закону или иным правовым актам и нарушающие права
   и  охраняемые  законом  интересы гражданина или юридического лица,
   могут быть признаны недействительными (незаконными).
       Как установлено судом, во исполнение требований ст.  2 и ст. 3
   Закона  РФ  "О таможенном тарифе" Правительством РФ 30 ноября 2001
   г. принято Постановление N 830, которым утвержден Таможенный тариф
   Российской  Федерации  - свод  ставок  ввозных  таможенных пошлин,
   систематизированных   в  соответствии   с  Товарной  номенклатурой
   внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.
       По  утверждению  представителя Правительства РФ,  оспариваемое
   Постановление  требованиям  Конституции РФ и Налогового кодекса РФ
   не   противоречит  и охраняемых  законом  интересов  заявителя  не
   нарушает.
       Таможенные  платежи за ввоз на территорию Российской Федерации
   товаров предусмотрены таможенным законодательством.
       Установление же ставок ввозных таможенных пошлин Законом РФ "О
   таможенном тарифе" отнесено к компетенции Правительства РФ, что им
   и было сделано при принятии оспариваемого Постановления.
       Эти  утверждения  представителя  Правительства  РФ материалами
   дела не опровергнуты.
       Не   представлено   каких-либо   убедительных   данных   в  их
   опровержение и самим заявителем.
       Анализ  действующего  по  этому вопросу законодательства также
   свидетельствует    о   том,    что    оспариваемое   Постановление
   Правительства РФ ему не противоречит.
       При  таких  обстоятельствах  суд приходит к выводу о том,  что
   каких-либо   правовых   оснований   для   признания  оспариваемого
   Постановления Правительства РФ незаконным не имеется.
       Довод заявителя о том, что налоги и сборы (таможенные пошлины)
   могут  устанавливаться  только федеральным законом и Правительство
   РФ  не  вправе устанавливать их своими правовыми актами,  является
   правомерным.
       Однако суд в данном случае не может согласиться с утверждением
   заявителя  о том,  что оспариваемым Постановлением при определении
   размера  ставок  таможенных пошлин был установлен налог за ввоз на
   территорию  Российской  Федерации  товаров,  поскольку такой налог
   (таможенные    пошлины)    установлен    Налоговым   и  Таможенным
   законодательством РФ, как это и предусмотрено Конституцией РФ.
       Что же касается определения размера ставок таможенных пошлин и
   порядка   их  установления,   то  решение  этого  вопроса  в целях
   оперативного  регулирования  внешнеэкономической  деятельности  на
   территории   Российской   Федерации   законодателем   отнесено   к
   компетенции Правительства РФ, что следует из содержания ч. 2 ст. 3
   Закона  РФ "О таможенном тарифе",  согласно которой ставки ввозных
   таможенных  пошлин  в пределах,  установленных  настоящим Законом,
   определяются Правительством Российской Федерации.
       Данное право Правительства РФ подтверждается и содержанием ст.
   12  Федерального  закона  от 13 октября 1995 г.  (в редакции от 10
   февраля  1999  г.),  в  соответствии  с которой  Правительство  РФ
   принимает  решения  об  определении  величины  ставок  таможенного
   тарифа в пределах, установленных федеральными законами.
       Установленные  оспариваемым  Постановлением  Правительства  РФ
   размеры  ставок  ввозных  таможенных пошлин не выходят за пределы,
   установленные законом,  что свидетельствует о соответствии данного
   Постановления требованиям приведенных выше Законов.
       Не   оспаривает   по  существу  этого  обстоятельства  в своем
   заявлении и сам заявитель.
       Право  Правительства  РФ в сфере установления ставок ввозных и
   вывозных  таможенных  пошлин  в случае,   если  это  предусмотрено
   федеральным законом,  подтверждено и определением Конституционного
   Суда  РФ  от  15  декабря 2000 г.  N 294-О по жалобе ОАО "Нефтяная
   компания "Юкос".
       В   данном   определении  указывается,   что  применительно  к
   различным  видам  таможенных  пошлин закон может устанавливать как
   размеры  ставок,  так  и критерии,  условия,  согласно которым они
   определяются,  делегируя  соответствующие полномочия Правительству
   РФ.
       Наделение   Правительства   РФ   правом  устанавливать  ставки
   таможенных   пошлин   исключительно  в качестве  мер  оперативного
   регулирования   внешнеэкономической   деятельности   не   является
   нарушением конституционного принципа разделения властей.
       Из этого,  по мнению суда,  следует,  что указанное правомочие
   Правительства  РФ,  закрепленное  в п.   2  ст.  3  Закона  РФ  "О
   таможенном  тарифе",   не  может  рассматриваться  как  нарушающее
   конституционный принцип законного установления налога и сбора.
       При  этом  судом  не  может  быть  принята  во внимание ссылка
   заявителя на несоответствие Конституции РФ Закона РФ "О таможенном
   тарифе",   поскольку   данный   Закон   в  установленном   порядке
   Конституционным  Судом  РФ,  к исключительной компетенции которого
   отнесено   решение   этого  вопроса,   таковым  не  признавался  и
   продолжает действовать в полном объеме без каких-либо изъятий.
       На основании изложенного и руководствуясь ст.  ст. 191 - 197 и
   239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
   
                                решил:
   
       заявление  Будко Александра Павловича о признании незаконным и
   не  подлежащим  применению  Постановления  Правительства  РФ от 30
   ноября   2001  г.   N  830  "О  таможенном  тарифе  РФ  и товарной
   номенклатуре,  применяемой  при  осуществлении внешнеэкономической
   деятельности" оставить без удовлетворения.
       Настоящее   решение   может   быть  обжаловано  в Кассационную
   коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения
   в окончательной форме.
    

Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
сделано в WebSoyuz