Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
  Поиск
Гражданско-процессуальное законодательство
 
Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и провосудии
Мухамад Аззахри Ас-Самарканди

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 12.02.2002 N ГКПИ2001-1852 В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЖАЛОБЫ О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО НЕЗАКОННЫМИ ПРИКАЗА МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ ОТ 21.06.2001 N 46Н, УТВЕРЖДЕННОЙ ЭТИМ ПРИКАЗОМ ИНСТРУКЦИИ, А ТАКЖЕ ДРУГИХ ПРИЛОЖЕНИЙ К ДАННОМУ ПРИКАЗУ ОТКАЗАНО, ТАК КАК ОСПАРИВАЕМЫЕ АКТЫ НЕ ОГРАНИЧИВАЮТ ПРАВ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ РАСПОРЯЖЕНИЮ ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ СРЕДСТВАМИ, А РЕГУЛИРУЮТ ЛИШЬ ПРОЦЕДУРУ ИХ УЧЕТА НА ЛИЦЕВЫХ СЧЕТАХ, ОТКРЫТЫХ В ОРГАНАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА

По состоянию на ноябрь 2007 года
     ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                РЕШЕНИЕ
           от 12 февраля 2002 г. N ГКПИ2001-1852, 1861, 1866
   
       Именем Российской Федерации
   
       Верховный Суд Российской Федерации в составе:
   
       председательствующего - судьи
       Верховного Суда РФ                              Редченко Ю.Д.,
       при секретаре                                  Бирюковой Е.Ю.,
       с участием прокурора                           Масаловой Л.Ф.,
   
       рассмотрев  в открытом  судебном заседании гражданское дело по
   жалобам   государственного  образовательного  учреждения  среднего
   профессионального    образования    "Нижегородский    строительный
   техникум",     государственного     образовательного    учреждения
   "Нижегородский     коммерческий    институт"    и   Сыктывкарского
   государственного   университета  о признании  незаконными  Приказа
   Министерства  финансов РФ от 21 июня 2001 г.  N 46н,  утвержденной
   этим  же  Приказом  Инструкции (Приложение N 1),  а также и других
   приложений к данному Приказу в части,  касающейся ограничения прав
   заявителей    по   самостоятельному   распоряжению   внебюджетными
   средствами,
   
                              установил:
   
       заявители  обратились  в Верховный  Суд Российской Федерации с
   указанным  выше  требованием,  сославшись на то,  что оспариваемым
   Приказом  и приложениями к нему,  в нарушение требований Закона РФ
   "Об образовании",  Гражданского кодекса РФ и положений Конституции
   РФ,  ограничиваются  их  права  по  самостоятельному  распоряжению
   внебюджетными  средствами,  полученными  от  предпринимательской и
   иной приносящей доход деятельности.
       С  принятием  данного  Приказа государственные образовательные
   учреждения,  как  собственники  таких  средств,  фактически лишены
   возможности  распоряжаться  ими  по  своему  усмотрению,  так  как
   необходимость   предоставления   соответствующих  доказательств  в
   обоснование производимых расходов,  о чем идет речь в оспариваемых
   правовых  актах,   в  значительной  мере  затруднит  осуществление
   правомочий  собственника  и в конечном итоге отрицательно скажется
   на качестве образовательного процесса.
       В  судебном  заседании представители заявителей Кузнецов М.Н.,
   Кубасов  М.И.,  Сумцова Н.В.,  Земскова Л.С.  и Демин Н.А.  жалобы
   поддержали  и просили  о признании  Приказа  Минфина РФ от 21 июня
   2001 г.  N 46н,  утвержденной им Инструкции, и других приложений к
   нему  незаконными  в указанной выше части,  сославшись на то,  что
   перевод   лицевых   счетов   образовательных  учреждений  в органы
   федерального   казначейства   ограничивает   права  заявителей  по
   распоряжению  внебюджетными  средствами и противоречит требованиям
   гражданского законодательства РФ и Закона РФ "Об образовании".
       Представители  Министерства  финансов  РФ  Янина Н.Г.  и Зуева
   В.Г., Министерства юстиции РФ Ермакова Л.А.  с жалобами заявителей
   не  согласились  и просили  об  оставлении  их без удовлетворения,
   поскольку  оспариваемые  ими правовые акты полностью соответствуют
   законодательству   РФ,   в  частности   Бюджетному  кодексу  РФ  и
   Федеральному  закону  "О федеральном  бюджете на 2002 год", и прав
   заявителей не нарушают.
       Выслушав объяснения представителей заявителей,  представителей
   заинтересованных   лиц,   исследовав   материалы  дела  и заслушав
   заключение  прокурора  Генеральной  прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф.,
   полагавшей   в  удовлетворении   жалоб  отказать,   Верховный  Суд
   Российской  Федерации  находит их не подлежащими удовлетворению по
   следующим основаниям.
       В  соответствии  со  ст.   13  ГК  РФ  нормативные  акты,   не
   соответствующие  закону или иным правовым актам и нарушающие права
   и  охраняемые  законом  интересы гражданина или юридического лица,
   могут быть признаны судом недействительными.
       Как установлено судом,  в соответствии с Бюджетным кодексом РФ
   Министерством  финансов РФ 21 июня 2001 г.  был издан Приказ N 46н
   "О   порядке   открытия   и  ведения   территориальными   органами
   федерального  казначейства Министерства финансов РФ лицевых счетов
   для    учета    операций    со    средствами,    полученными    от
   предпринимательской   и  иной   приносящей   доход   деятельности,
   получателей   средств   федерального  бюджета,   финансируемых  на
   основании смет доходов и расходов",  которым (п.  п.  2,  3, 4, 5)
   установлено,   что   операции   со   средствами,   полученными  от
   предпринимательской    и  иной   приносящей   доход   деятельности
   получателями  средств  федерального  бюджета,   финансируемыми  на
   основании  смет  доходов  и расходов (далее - получатели средств),
   отражаются  на  лицевых  счетах  для учета операций со средствами,
   полученными   от   предпринимательской   и иной  приносящей  доход
   деятельности,  открытых  им в территориальных органах федерального
   казначейства Министерства финансов РФ (далее - органы федерального
   казначейства).
       Органы  федерального  казначейства  для  учета  таких  средств
   открывают в установленном порядке в соответствующих учреждениях ЦБ
   России  или  кредитных  организациях  лицевые  счета на балансовом
   счете   N 40503  "Счета  предприятий,   находящихся  в федеральной
   собственности. Некоммерческие организации".
       Главные   распорядители   средств   и  распорядители   средств
   федерального бюджета оформляют получателям средств,  находящимся в
   их   ведении,   разрешение   на  открытие  в органах  федерального
   казначейства  лицевых  счетов для учета операций с указанными выше
   средствами.
       По   утверждению   представителей  Министерства  финансов  РФ,
   оспариваемые  заявителями  правовые акты соответствуют требованиям
   закона  и прав  заявителей в осуществлении полномочий собственника
   по   самостоятельному   использованию   внебюджетных   средств  не
   нарушают.  Данные  правовые  акты  лишь  регулируют  порядок учета
   денежных средств на лицевом счете,  открытом в органе федерального
   казначейства.
       Это  же самое подтвердила в судебном заседании и представитель
   Министерства юстиции РФ Ермакова Л.А.
       Указанные выше утверждения представителей заинтересованных лиц
   материалами  дела  не  опровергнуты.  Не  представлено  каких-либо
   убедительных    данных   в  их   опровержение   и  представителями
   заявителей.
       Кроме   того,    как   показывает   анализ   норм   бюджетного
   законодательства,  оспариваемые  правовые  акты  приняты  в полном
   соответствии с ними,  учитывая, что заявители являются участниками
   именно бюджетных правоотношений.
       При  таких  обстоятельствах  суд приходит к выводу о том,  что
   каких-либо    правовых   оснований   для   признания   незаконными
   оспариваемых актов в указанной выше части не имеется.
       Довод  заявителей  о том,  что  устанавливаемые  оспариваемыми
   правовыми  актами  отношения  по  вопросам  ведения,  открытия или
   закрытия  банковских  (казначейских)  счетов,  заключения договора
   банковского  счета  и его  прекращение,   учет  денежных  средств,
   полученных    от    предпринимательской    деятельности,  являются
   гражданскими,  а  не  бюджетными,  а  поэтому на них в полной мере
   распространяются   требования   гражданского   законодательства  о
   равенстве  сторон  и свободе  договора,   не  может  быть  признан
   обоснованным.
       Согласно  ст.  ст.  39,  43  и 47  Закона  РФ "Об образовании"
   образовательное   учреждение  вправе  самостоятельно  осуществлять
   финансово  - хозяйственную  деятельность,   иметь  самостоятельный
   баланс  и расчетные  счета в банках и иных кредитных организациях,
   вести  предпринимательскую деятельность,  предусмотренную уставом.
   Образовательному  учреждению  принадлежит  право  собственности на
   доходы  от  собственной деятельности и приобретенные на эти доходы
   объекты  собственности.  При этом установлено,  что учредитель или
   уполномоченное   им   лицо   имеет   право  контроля  деятельности
   образовательного  учреждения  в части  эффективного  использования
   закрепленной за этим учреждением собственности.
       В  силу п.  2 ст.  298 Гражданского кодекса РФ государственное
   учреждение  отвечает  по  своим  обязательствам находящимися в его
   распоряжении   денежными   средствами,   а  также  учитываемым  на
   отдельном   балансе   имуществом,   но   при   их  недостаточности
   субсидиарную    ответственность   по   долгам   учреждения   несет
   собственник, т.е. государство.
       Бюджетным кодексом (ст. ст. 41, 42 и 51) при этом установлено,
   что     доходы     бюджетного     учреждения,     полученные    от
   предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в полном
   объеме   учитываются   в  смете   доходов   и расходов  бюджетного
   учреждения  и отражаются  в доходах  соответствующего  бюджета как
   доходы от использования имущества,  находящегося в государственной
   или  муниципальной  собственности,  либо  как  доходы  от оказания
   платных услуг.
       То  обстоятельство,  что заявители,  как бюджетные учреждения,
   являются  участниками  бюджетного процесса и в связи с этим на них
   распространяются  нормы  Бюджетного  кодекса  РФ,   подтверждается
   содержанием ч. 2 ст. 152 названного Кодекса.
       С   учетом  этого  суд  не  может  согласиться  с утверждением
   представителей   заявителей   о  том,   что   на   заявителей   не
   распространяются  требования Бюджетного кодекса РФ,  поскольку оно
   опровергается   содержанием   приведенных   выше  норм  названного
   Кодекса.
       Учитывая,   что   заявители  являются  участниками  бюджетного
   процесса,  на них  в полном объеме  распространяются  и требования
   ст. 254 Бюджетного  кодекса  РФ,   согласно  которой  средства  от
   предпринимательской  деятельности бюджетных учреждений зачисляются
   и  отражаются  на  отдельном  лицевом счете бюджетного учреждения,
   открытого  в соответствующем  территориальном  органе федерального
   казначейства.
       Последний  обязан отразить указанные средства на лицевом счете
   бюджетного   учреждения   не  позднее  дня,   следующего  за  днем
   зачисления их на единый счет федерального бюджета. С этого момента
   бюджетное учреждение вправе распоряжаться этими средствами.
       Об   обязательности   использования  бюджетными  учреждениями,
   подведомственными   федеральным   органам  исполнительной  власти,
   бюджетных  средств  исключительно  через  лицевые  счета,  которые
   ведутся федеральным казначейством РФ, свидетельствует и содержание
   ст. 161 Бюджетного кодекса РФ.
       Статьей 114 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001
   год" также установлено, что средства, полученные такими бюджетными
   учреждениями   от   предпринимательской  и иной  приносящей  доход
   деятельности,   зачисляются   и  учитываются  на  лицевых  счетах.
   Аналогичные  положения содержатся и в ст.  132 Федерального закона
   "О федеральном бюджете на 2002 год".
       В  целях  реализации положений ст.  114 Федерального закона "О
   федеральном  бюджете  на 2001 год" Постановлением Правительства РФ
   от  30  марта  2001  г.   N  255  было  установлено,  что  главные
   распорядители  и другие  прямые  получатели  средств  федерального
   бюджета   обязаны  оформить  генеральные  разрешения  на  открытие
   бюджетными  учреждениями,  находящимися  в их  ведении,  в органах
   федерального   казначейства   лицевых  счетов  по  учету  средств,
   полученных   от   предпринимательской   и  иной  приносящей  доход
   деятельности,  и  закрытие  учреждениями  ранее  открытых в банках
   счетов по учету этих средств.
       Во   исполнение  приведенных  выше  норм  Федеральных  законов
   Министерством  финансов  РФ  и были  приняты оспариваемые правовые
   акты,   устанавливающие   предусмотренный  законом  порядок  учета
   операций   с  внебюджетными  средствами,   полученными  бюджетными
   учреждениями,  финансируемыми  из  федерального бюджета на лицевых
   счетах, открытых в органах федерального казначейства.
       Данный  порядок  ни в коей мере не ограничивает прав бюджетных
   учреждений    по   самостоятельному   распоряжению   внебюджетными
   средствами, а регулирует лишь процедуру их учета на лицевом счете,
   открытом в органе федерального казначейства.
       Не   приведено   каких-либо   убедительных   доказательств   в
   подтверждение  ограничения  прав  заявителей  по  самостоятельному
   распоряжению    этими   средствами,    кроме   общих   ссылок   на
   дополнительные    сложности    с   оформлением    документов,    и
   представителями заявителей.
       Исходя    из    того,    что   собственником   государственных
   образовательных  учреждений  является  государство,  оно  вправе в
   отношении  своих  бюджетных  учреждений  установить  основанный на
   законе  указанный  выше  порядок  учета  операций  с внебюджетными
   средствами.
       Не  может  суд  принять  во  внимание  и ссылку представителей
   заявителей на Постановление Правительства РФ от 23 октября 1998 г.
   N  1239,  поскольку Бюджетный кодекс РФ,  введенный в действие с 1
   января 2000 г.,  Федеральные законы "О федеральном бюджете на 2001
   год и  "О федеральном бюджете на 2002 год",  а также более позднее
   Постановление  Правительства  РФ  от  30  марта  2001 г.  N 255 не
   содержат    каких-либо    исключений    в   отношении    бюджетных
   образовательных   учреждений   по   вопросу   перевода   в  органы
   федерального  казначейства  счетов  организаций,  финансируемых из
   федерального   бюджета,    по   учету   средств,   полученных   от
   предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
       И, как  следует  из  утверждений  представителей  Министерства
   финансов  РФ,  главный  распорядитель средств федерального бюджета
   (Министерство  образования РФ) против установленного порядка учета
   указанных  выше  средств  в подведомственных  ему  учреждениях  не
   возражает и его не оспаривает.
       Нельзя    признать   обоснованной   и  ссылку   представителей
   заявителей  на  ст.  7  Федерального закона "О введении в действие
   Бюджетного кодекса РФ",  поскольку в данной норме Закона идет речь
   о законодательных актах РФ в области образования,  науки и т.д., к
   которым   Постановление   Правительства   РФ от 23 октября 1998 г.
   N 1239 не относится.
       Другие доводы, на которые ссылались представители заявителей в
   суде, также не могут служить основанием к удовлетворению жалоб.
       На основании изложенного и руководствуясь ст.  ст. 191 - 197 и
   239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
   
                                решил:
   
       жалобы  Государственного  образовательного учреждения среднего
   профессионального    образования    "Нижегородский    строительный
   техникум",     Государственного     образовательного    учреждения
   "Нижегородский     коммерческий    институт"    и   Сыктывкарского
   государственного   университета  о признании  незаконными  Приказа
   Министерства  финансов РФ от 21 июня 2001 г.  N 46н,  утвержденной
   этим  Приказом  Инструкции  (Приложение  N 1),  а  также  и других
   приложений к данному Приказу, в части, касающейся ограничения прав
   заявителей    по   самостоятельному   распоряжению   внебюджетными
   средствами, оставить без удовлетворения.
       Настоящее   решение   может   быть  обжаловано  в Кассационную
   коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения
   в окончательной форме.
    

Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
сделано в WebSoyuz