Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
  Поиск
Гражданско-процессуальное законодательство
 
Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и провосудии
Мухамад Аззахри Ас-Самарканди

ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ОБЗОРА СУД. ПРАКТИКИ ВЕРХ. СУДА РФ ОТ 25.09.1995 В СЛУЧАЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ ЗАКОНОМ РФ И ЗАКОНОМ ИЛИ ИНЫМ НОРМАТИВНЫМ АКТОМ, ИЗДАННЫМ СУБЪЕКТОМ РФ, ДЕЙСТВУЕТ ЗАКОН РФ

По состоянию на ноябрь 2007 года
     ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ
   
       НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
                 ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   -----------------------------------------------------------------
   
                              (Извлечение)
   
      Применение федерального законодательства и законодательства
                     субъектов Российской Федерации
   
       13. Разрешая     вопрос     в     соотношении     федерального
   законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации
   при рассмотрении   гражданских   дел   судам   следует   соблюдать
   требования ст.  76  Конституции  Российской Федерации о приоритете
   федеральных законов,  принятых по предметам, отнесенным ст. ст. 71
   и 72   Конституции   Российской  Федерации  к  ведению  Российской
   Федерации и совместному ведению Российской Федерации  и  субъектов
   Российской Федерации,  о  приоритете  нормативного  правового акта
   субъекта Российской Федерации,  если по  этому  вопросу  субъектом
   осуществляется собственное правовое регулирование.
       Прокурор области обратился в  суд  с  заявлением  о  признании
   противоречащим Федеральному   закону   принятого   Законодательным
   Собранием области  Закона  "О  возмещении  затрат,   связанных   с
   управлением, распоряжением    и    контролем   за   использованием
   государственного имущества".  Судом  первой  инстанции  заявленное
   требование удовлетворено. Указанный Закон признан недействительным
   со дня его издания.
       В определении   Судебной   коллегии   по   гражданским   делам
   Верховного Суда РФ,  оставившей решение суда первой инстанции  без
   изменения, а кассационную жалобу Законодательного Собрания области
   без удовлетворения, указано следующее.
       В соответствии  с п.  "г" ч.  1 ст.  72 Конституции Российской
   Федерации вопросы  разграничения   государственной   собственности
   находятся в   совместном   ведении   Российской   Федерации  и  ее
   субъектов.
       Согласно ст. 76 Конституции  Российской Федерации по предметам
   совместного ведения  Российской  Федерации  издаются   федеральные
   законы и  иные  нормативные  правовые  акты  субъектов  Российской
   Федерации.
       Законы и  иные  нормативные правовые акты субъектов Российской
   Федерации не могут противоречить федеральным законам,  принятым  в
   соответствии с   ч.  ч.  1  и  2  ст.  76  Конституции  Российской
   Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и  иным
   актом, изданным  в  Российской  Федерации,  действует  федеральный
   закон.
       По делу   установлено,   что  оспариваемым  нормативным  актом
   предусматривался иной   порядок   финансирования    комитета    по
   управлению государственным  имуществом области по сравнению с тем,
   который установлен законодательством Российской Федерации для этих
   ведомств.
       Согласно ст.  5 Закона Российской Федерации от 3 июля 1991  г.
   "О приватизации  государственных  и  муниципальных  предприятий  в
   Российской  Федерации"  деятельность   комитетов   по   управлению
   государственным имуществом    финансируется   за   счет   средств,
   полученных от   приватизации   государственных   и   муниципальных
   предприятий, находящихся     в    собственности    соответствующих
   национально - государственных,  национально  и   административно -
   территориальных образований.
       В соответствии с п. 4.3 Государственной программы приватизации
   государственных   и   муниципальных   предприятий   в   Российской
   Федерации,  утвержденной Указом Президента Российской Федерации 24
   декабря  1993  г.  No.  2284,  норматив  распределения  средств от
   приватизации  комитетам  по  управлению  имуществом  и  агентствам
   Госкомимущества  России  для  возмещения  затрат при осуществлении
   функций по управлению,  распоряжению и контролю за  использованием
   государственного имущества определен в размере 4,5%.
       Законом же   Законодательного   Собрания  области  установлены
   дополнительные нормативы   отчислений   областному   комитету   по
   управлению госимуществом в размере 4,5%.
       Поскольку вопрос об  источниках  и  нормативах  финансирования
   комитета по управлению государственным имуществом области разрешен
   законодательством Российской   Федерации,   установление   законом
   Законодательного Собрания     области    за    счет    предприятий
   дополнительных нормативов  возмещения   комитету   по   управлению
   государственным имуществом  области  затрат  при осуществлении его
   функций в  размере  4,5%  противоречит  приведенным  выше  законам
   Российской Федерации.   На   основании   изложенного   суд  первой
   инстанции пришел  к  правильному   выводу   о   том,   что   закон
   Законодательного Собрания области подлежит отмене.
   
                                 * * *
   
                               Судебная коллегия по гражданским делам
                                                      Верховного Суда
                                                 Российской Федерации
    

Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
сделано в WebSoyuz