Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
  Поиск
Гражданско-процессуальное законодательство
 
Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и провосудии
Мухамад Аззахри Ас-Самарканди

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 05.12.2001 N ГКПИ 2001-1723 ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМ ПРИМЕНЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ ПО ДОХОДНЫМ СЧЕТАМ МПС, УТВ. ЦБ РФ N 82, МПС РФ N ЦФ-244 25.03.1994

По состоянию на ноябрь 2007 года
     ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
   
                                РЕШЕНИЕ
                 от 5 декабря 2001 г. N ГКПИ 2001-1723
   
       Именем Российской Федерации
   
       Верховный Суд Российской Федерации в составе:
   
       судьи Верховного Суда Российской Федерации       Зайцева В.Ю.,
       при секретаре                                  Бирюковой Е.Ю.,
       с участием прокурора                          Гончаровой Н.Ю.,
   
       рассмотрев  в открытом  судебном заседании гражданское дело по
   заявлению    администрации    Хабаровского    края    о  признании
   недействительным  и не  подлежащим  применению Положения о порядке
   проведения   операций  по   доходным   счетам  МПС,  утвержденного
   распоряжением    Заместителя   Председателя   Центрального   банка
   Российской  Федерации  от  25  марта 1994 г.  N 82,  распоряжением
   Заместителя   Министра  путей    сообщения   Российской  Федерации
   N ЦФ-244, в редакции Указания ЦБ РФ от 26.12.1997 N 105-у,
   
                              установил:
   
       распоряжением   Заместителя  Председателя  Центрального  банка
   Российской  Федерации  от  25  марта 1994 г.  N 82 и распоряжением
   Заместителя Министра путей сообщения Российской Федерации N ЦФ-244
   было   утверждено   Положение  о порядке  проведения  операций  по
   доходным счетам МПС (далее - Положение).
       Администрация  Хабаровского  края  обратилась  в Верховный Суд
   Российской Федерации с заявлением о признании указанного Положения
   недействительным и не подлежащим применению с момента принятия.
       В  обоснование  заявления  указано,  что  Положение  не  может
   служить     основанием     для    регулирования    соответствующих
   правоотношений,    поскольку   оно   не   прошло   государственной
   регистрации   в  Министерстве  юстиции  Российской  Федерации,   и
   противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
       В  судебном заседании представитель администрации Хабаровского
   края  Знаменская  Т.И.  поддержала заявленные требования и просила
   удовлетворить их в полном объеме.
       Представитель    Центрального   банка   Российской   Федерации
   Тимербаева  С.М.  и  представитель  Министерства  путей  сообщения
   Российской   Федерации   Попов   В.В.   требования   администрации
   Хабаровского   края   не  признали  и просили  суд  отказать  в их
   удовлетворении за необоснованностью.
       Заслушав объяснения представителей лиц,  участвующих в деле, и
   изучив  материалы дела,  выслушав заключение прокурора Генеральной
   прокуратуры  Российской  Федерации Гончаровой Н.Ю.,  просившей суд
   отказать заявителю в удовлетворении его требований,  суд полагает,
   что   заявление   администрации   Хабаровского  края  не  подлежит
   удовлетворению по следующим основаниям.
       Из  Указа  Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763
   "О порядке  опубликования  и вступления  в силу  актов  Президента
   Российской   Федерации,   Правительства   Российской  Федерации  и
   нормативных  правовых  актов  федеральных  органов  исполнительной
   власти"  и Постановления  Правительства  Российской  Федерации  от
   13.08.1997  N 1009  "Об  утверждении Правил подготовки нормативных
   правовых  актов  федеральных  органов  исполнительной  власти и их
   государственной  регистрации"  следует,  что  ими регламентируется
   порядок подготовки,  государственной регистрации,  опубликования и
   вступления  в силу  нормативных правовых актов федеральных органов
   исполнительной власти.
       Указом  Президента Российской Федерации от 17.05.2000 N 867 "О
   структуре  федеральных органов исполнительной власти",  принятым в
   соответствии  со  ст.   112  Конституции  Российской  Федерации  и
   Федеральным  конституционным  законом  "О Правительстве Российской
   Федерации",     утверждена     структура    федеральных    органов
   исполнительной власти.
       Центральный  банк  Российской  Федерации  в эту  структуру  не
   входит.
       Статус,  задачи,  функции, полномочия и принципы организации и
   деятельности  Центрального банка Российской Федерации определяются
   Конституцией   Российской   Федерации,   Федеральным   законом  "О
   Центральном  банке  Российской Федерации (Банке России)" и другими
   федеральными законами.
       Согласно  ст.  5  названного  Закона  Банк  России  подотчетен
   Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, в
   пределах  полномочий,  предоставленных ему Конституцией Российской
   Федерации и федеральными законами, независим в своей деятельности,
   федеральные органы государственной власти,  органы государственной
   власти   субъектов   Российской   Федерации   и  органы   местного
   самоуправления  не  имеют  права  вмешиваться в деятельность Банка
   России  по  реализации  его  законодательно закрепленных функций и
   полномочий.
       Таким  образом,   Центральный  банк  Российской  Федерации  не
   относится к федеральным органам исполнительной власти, для которых
   Указом  Президента  Российской  Федерации  от  23.05.1996  N 763 и
   Постановлением Правительства Российской  Федерации  от  13.08.1997
   N 1009 установлен порядок принятия,  государственной регистрации и
   опубликования  нормативных  правовых актов.  В связи с этим доводы
   заявления   о  том,   что   оспариваемое   Положение  не  подлежит
   применению,  поскольку после его принятия не было зарегистрировано
   в Министерстве юстиции Российской Федерации, являются ошибочными.
       В  соответствии  со  ст.  6 Федерального закона "О Центральном
   банке   Российской   Федерации  (Банке  России)"  Банк  России  по
   вопросам,  отнесенным к его компетенции,  издает нормативные акты,
   обязательные   для  федеральных  органов  государственной  власти,
   органов  государственной  власти  субъектов Российской Федерации и
   органов  местного  самоуправления,  всех  юридических и физических
   лиц.  Нормативные  акты  Банка  России  вступают  в силу со дня их
   официального  опубликования  в официальном  издании  Банка  России
   ("Вестнике Банка России"),  за исключением случаев,  установленных
   Советом директоров.
       Нормативные  акты Банка России,  непосредственно затрагивающие
   права,    свободы    или   обязанности   граждан,    должны   быть
   зарегистрированы  в Министерстве  юстиции  Российской  Федерации в
   порядке,   установленном   для   регистрации   актов   федеральных
   министерств и ведомств.
       Приведенная норма о регистрации нормативных актов Банка России
   в  Министерстве  юстиции  Российской Федерации вступила в силу с 4
   мая 1995 г. (дата опубликования в "Российской газете" Федерального
   закона  от  26  апреля  1995  г.  N  65-ФЗ "О внесении изменений и
   дополнений   в Закон  РСФСР  "О  Центральном  банке  РСФСР  (Банке
   России)").
       Оспариваемое  Положение  было  принято до 4 мая 1995 года,  то
   есть в период,  когда регистрации нормативных актов Банка России в
   Министерстве юстиции не требовалось.
       Не  подлежали  такой  регистрации  и внесенные  Банком  России
   изменения  в Положение  от 30.10.95 N 201,  от 26.05.97 N 453,  от
   26.12.97  N 105-У,  поскольку ни само Положение,  ни эти изменения
   непосредственно  не  затрагивали  права,  свободы  или обязанности
   граждан.
       Утверждение представителя заявителя о том, что Положение носит
   межведомственный  характер  и МПС РФ обязано было зарегистрировать
   его  в Министерстве  юстиции  Российской  Федерации,  суд  находит
   несостоятельным.
       Из  названия  Положения  и его  содержания  следует,  что  оно
   касается  только  доходных  счетов  Министерства  путей  сообщения
   Российской Федерации и не содержит правовых норм, обязательных для
   других федеральных органов исполнительной власти.
       С   доводами  заявителя  о том,   что  Положение  противоречит
   Налоговому кодексу Российской Федерации,  суд также согласиться не
   может.
       Согласно   ст.   2  Налогового  кодекса  Российской  Федерации
   законодательство  о налогах и сборах регулирует властные отношения
   по   установлению,   введению  или  взиманию  налогов  и сборов  в
   Российской  Федерации,  а также отношения,  возникающие в процессе
   осуществления  налогового  контроля,  обжалования  актов налоговых
   органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к
   ответственности за совершение налогового правонарушения.
       Оспариваемое  Положение  не  регулирует вопросов,  связанных с
   налогообложением  и сборами,  а  устанавливает  порядок проведения
   операций по доходным счетам МПС.
       Компетенция   Банка  России  по  установлению  такого  порядка
   основана на положениях пунктов 4 и 5 ст.  4 Федерального закона "О
   Центральном    банке   Российской   Федерации   (Банке   России)",
   закрепляющих    право    Банка    России   устанавливать   правила
   осуществления  расчетов и правила проведения банковских операций в
   Российской Федерации.
       Не  находит  суд  противоречий между предписаниями Положения и
   ст. ст. 861 и 862 Гражданского кодекса Российской Федерации.
       В   соответствии  с п.   2  ст.   11  Федерального  закона  "О
   федеральном   железнодорожном   транспорте"  порядок  формирования
   доходов железных дорог,  получаемых от перевозок,  устанавливается
   федеральным     органом    исполнительной    власти    в   области
   железнодорожного  транспорта  с учетом  конкретного  вклада каждой
   железной дороги в перевозочный процесс.
       При  таких  обстоятельствах  предписания Положения о том,  что
   "денежные поступления от перевозок,  зачисляемые на доходные счета
   МПС,  открытые  железными дорогами,  принадлежат им не полностью и
   должны   распределяться  между  железными  дорогами  - участницами
   перевозок"  (п.   2),   соответствуют  вышеприведенным  положениям
   Федерального закона.
       Вышеизложенное  в полной  мере относится и к предписанию п.  3
   Положения   о том,   что  "владельцем  и распорядителем  указанных
   доходных счетов является МПС".
       Доводы   заявителя  о противоречии  Положения  пункту  9 Указа
   Президента  Российской  Федерации от 18 августа 1996 г.  N 1212 "О
   мерах  по  повышению  собираемости  налогов  и других обязательных
   платежей   и  упорядочению   наличного   и безналичного  денежного
   обращения" также являются несостоятельными, поскольку Положение не
   содержит   предписаний,   позволяющих  железным  дорогам  "вносить
   наличные денежные средства на счета других лиц - владельцев счетов
   (в том числе физических лиц), минуя свой расчетный счет".
       Согласно  ст.  13  Гражданского  кодекса  Российской Федерации
   ненормативный  акт  государственного  органа  или  органа местного
   самоуправления,   а  в случаях,   предусмотренных  законом,  также
   нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам
   и  нарушающие  гражданские  права  и охраняемые  законом  интересы
   гражданина  или  юридического  лица,  могут  быть  признаны  судом
   недействительными.
       Поскольку   в  судебном   заседании   не   установлено,    что
   оспариваемое  Положение  не соответствует закону или иным правовым
   актам  и нарушает  гражданские права и охраняемые законом интересы
   заявителя, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
       Руководствуясь  ст.  203  ГПК РСФСР,  Верховный Суд Российской
   Федерации
   
                                решил:
   
       администрации  Хабаровского  края  в удовлетворении  заявления
   отказать.
       Решение   может   быть   обжаловано   в Кассационную  коллегию
   Верховного  Суда  Российской Федерации в течение десяти дней после
   вынесения решения суда в окончательной форме.
    

Новости О суде Правовые основы Арбитражный процесс Арбитражная практика Документы
сделано в WebSoyuz